Повышение финансовой грамотности среди заемщиков МФО

fineducation

Мы подготовили материал на тему “Повышение финансовой грамотности среди заемщиков”, опросив  спикеров ведущих микро финансовых организации России на эту тему.

Список вопросов:

  1. Ведется ли в компании какая-либо работа по повышению финансовой грамотности населения?
  2. Если да, то какая это работа – определенные мероприятия, статьи, что-то еще?
  3. Насколько она успешная?

Екатерина Кривошеева, руководитель пресс-службы онлайн-сервиса микрокредитования «Честное слово» (МФК «Честное слово»)

Как социально ответственная компания и участник финансового рынка МФК «Честное слово» осознает важнейшую роль финансовой грамотности в росте материального благополучия населения. Выдавая россиянам займы до зарплаты, мы видим, что некоторым гражданам не хватает элементарного понимания основных финансовых инструментов, а большинство заемщиков до сих пор подписывают кредитный договор, не вникая в его условия. Такая ситуация провоцирует рост закредитованности жителей России, что влечет за собой накопление задолженности, ухудшение кредитной истории и увеличение числа судебных процессов по взысканию долгов. Руководство онлайн-сервиса «Честное слово» пришло к решению взять на себя социальную миссию повышения грамотности в сфере финансов среди наших клиентов, и сегодня мы проводим комплекс мероприятий, в рамках которых рассказываем россиянам, как правильно выбрать кредитный инструмент и компанию-кредитора, как оценить выгодность займа, как проверить легальность онлайн-МФО, и что делать в случае, если нет средств для своевременного погашения кредита.

МФК «Честное слово» в разделе «Блог» на своем сайте публикует обучающие статьи для различных категорий заемщиков: от студентов до пенсионеров, от безработных до стартаперов. На те же темы мы общаемся с подписчиками сообществ 4slovo в основных социальных сетях. Клиенты сервиса, которые подписались на email-рассылку, еженедельно получают от имени компании новости рынка микрокредитования и полезные советы на популярные темы: как правильно вести личный бюджет, как контролировать расходы, как экономить при помощи современных финансовых приложений. СЕО компании Андрей Петков провел открытый урок для старшеклассников школы № 1287 г. Москва, приуроченный к всероссийскому событию «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» и подарил учебники по финансовой грамотности ученикам старших классов.

Компания не останавливается на достигнутом, планируя наращивать свою активность в этом вопросе, ведь для нас грамотный клиент – это человек, который способен самостоятельно рассчитать ставку по займу, проверить выгодность акционных предложений различных кредиторов и корректно оценить собственную платежеспособность при обращении за микрозаймом. Такие заемщики не допускают просрочек, не прячутся от кредитора в случае сложностей и формируют ядро лояльной аудитории, становясь наиболее ценными клиентами в любой организации. Последние тенденции рынка показывают, что в стране сокращается число закредитованных граждан. Национальное бюро кредитных исследований в период с апреля по октябрь 2017 года зафиксировало снижение показателя PTI на 0,51 %, и это говорит нам о том, что мы движемся в верном направлении.

Ответ директора по развитию компании Webbankir Дениса Сидорова.

Webbankir ведет активную работу по повышению финансовой грамотности населения. На официальном сайте, в электронных рассылках и социальных сетях компания делится ключевыми принципами планирования и учета личного бюджета, лайфхаками и актуальными новостями из мира финансов. Мы пишем не только о микрокредитовании. Наши читатели получают советы о том, как правильно инвестировать в облигации, купить автомобиль или оформить ипотеку. Большое внимание уделяется и личной финансовой безопасности – например, на ресурсах компании публикуется информация о плюсах и минусах бесконтактных карт, уловках кибермошенников и особенностях финансовых пирамид. Популярностью пользуются также материалы о новых технологиях, в частности биометрии, краудлендинге и криптовалютах.
При этом, согласно ежегодному анализу популярности микрофинансовых организаций в социальных сетях, который проводит портал “ЗанимайОнлайн”, компания Webbankir уверенно лидирует по количеству подписчиков. В 2017 года их количество превысило 115 тысяч человек.

В микро финансовой компании «Быстроденьги», МФК «Турбозайм» так ответили на наши вопросы.

«К сожалению, уровень финансовой грамотности по стране довольно низкий: по данным НАФИ за 2017 год, только 12% россиян считают себя финансово-грамотными. Поэтому наша компания ведет активную работу по повышению этого показателя. Так, на нашем официальном сайте есть подробная памятка о пользовании микрофинансовыми услугами, которая для удобства сделана в формате справочника. Совместно с ЦБ РФ и СРО «МиР» мы разработали буклет «Новые правила взыскания задолженности», где подробно описали, как вести себя с коллекторами. Дополнительно участвуем в мероприятиях Банка России и Министерства финансов, направленных на повышение финансовой грамотности, планируем провести лекции по финансовой грамотности в регионах с наибольшей кредитной нагрузкой».

При этом в компании отметили, что финансовая грамотность клиентов за последние 2 года  значительно выросла. Клиенты стремятся контролировать кредитную нагрузку. Так, при повышающейся частоте пользования услугами МФО сумма и срок пользования микрозаймом снижаются. Заемщики поняли: чем меньше пользуешься займом — тем меньше платишь. При этом стоит отметить, что возросло число случаев злоупотребления правом: должники используют обращения и жалобы в надзорные органы, чтобы не погашать возникшую задолженность.

В компании рассказали, что меры по повышению финансовой грамотности нацелены на все категории граждан, потому что такие знания важны для каждого человека, независимо от возраста. Ведение ежемесячного семейного бюджета, сравнение условий в разных финансовых учреждениях, умение выбрать самый доходный финансовый инструмент — эти и другие навыки нужно развивать у населения.

«Мы считаем, что каждая финансовая организация должна быть заинтересована в повышении финансовой грамотности своих клиентов. Чем меньше у заемщиков негативного опыта — тем чаще они возвращаются в компанию и становятся повторными. Таких клиентов в нашей компании сегодня более 80%», — отметили «Быстроденьги».

Читайте также